Разнообразна и великолепна природа земли Хайрюзовского сельсовета. На востоке с берёзовыми дубравами и колками чередуются холмы. На северо-западе и юго-западе обширные хлебные нивы, сенокосные и пастбищные угодья. Но населенные пункты богаты не только природными дарами. Они имеют свою замечательную, насыщенную интересными фактами и событиями, историю.
с. Хайрюзовка
Легенды села «Хайрюзовка».
Легенда 1.
Старожилы села объясняют, что название села произошло от имени монгольской девочки-дочери монгольского хана. Звали её Харрис.
Случилось так, что девочку убили. И в её честь, хан повелел назвать это место именем своей дочери. Со временем звучание слова видоизменилось. В данный момент село называется Хайрюзовка.
Легенда 2.
Вторая легенда звучит так. В те далёкие времена река была полноводной и очень глубокой, было много разной рыбы, но больше всего водилось рыбы хариуса. Первые
переселенцы, приехавшие из России на телегах, в основном питались и выживали за счёт большого количества рыбы. И, благодаря бога и реку, они назвали это место в честь рыбы- спасительницы. Впоследствии по названию рыбы, одну из двух рек назвали Хайрюза.
Легенда 3.
Колыванов Василий 1928 года рождения, объясняет, что самый первый поселенец был по фамилии Хариусов. Поэтому место назвали Хайрюзовка.
Первыми русскими людьми, побывавшими в бассейне реки Белая были беглые, люди искавшие свободу, казаки и другие случайные люди. Из России на телегах проезжали люди: из рязанской губернии, орловской, остановку делали у реки. Лес был густой и непроходимый, богат дичью, водились медведи. Огромные площади занимал хвойный лес, черёмуха, берёзовые рощи. Деревья стояли высокие, имели большой объём, три человека взявшись за руки могли обхватить такое дерево. Во время весеннего паводка река затопляла большие площади земли. И только в 1788 году в Бийский нижний земский суд обратилась группа крестьян с просьбой поселиться на выбранном ими месте при впадении р. Хайрюзы в р. Белую. Разрешение было получено, и в новой деревне Хайрюзовке поселились из деревни Фоминской Павел Иванович Стариков и Спиридон Дмитриевич Слекишин, из деревни Орской Михаил Кириллович Чернов, из деревни Савиновой Семён Дмитриевич Стариков и Аника Афанасьевич Черданцев, из деревни Комаровой Яков Спиридонович Опёнышев - все давние жители Бийского Ведомства. В 1792 году в деревне Хайрюзовке было 10 дворов, насчитывали 50 человек.
Далёкие предки вели оседлый образ жизни. Они жили в землянках или в деревянных, наполовину закопанных в землю жилищах. Занимались земледелием, скотоводством, рыбной ловлей. Особым почётом в поселениях пользовались мастера резьбы по дереву, гончары, умельцы литья меди, бронзы, железа. При постройке жилищ доски делались из брёвен топором или теслом. Для изготовления одежды использовались кожа, войлок, меха.
Поселенцы успели построить мельницу и мост через реку Хайрюзу. Река была очень глубокая, в ней водилось много рыбы, а особенно хариуса. Построили запруду из веток, земли и глины. Вкопали деревянные столбы, настил положили из брёвен, так был построен первый мост через реку Белую. Дно реки имело чашевидную форму с глинистым дном и обильной растительностью, берега имели пологую форму. В связи изменения рельефа по реке прошёл овраг и берега стали обваливаться, стали высокие и крутые, река изменила своё русло. Встречаются низинные болота, возникли на месте зарастающих озёр и стариц, они питаются за счёт осадков и подземных родников.
В 10 ревизию в Хайрюзовке было учтено 110 душ мужского пола. По берегам рек появилось шесть водяных мельниц: две Исайкины, Кухтерина, Оськина, Никитина, Макарова. Название мельниц произошло от фамилий крестьян. Поселенцы стали больше разрабатывать земельных участков. Выжигая травы, огнём наносили вред лесу, уничтожались большие площади хвойных лесов, что в будущем повлияло на изменение лесного массива и жизнь животного мира. В последствии хвойного леса стало значительно меньше, в основном произрастал берёзовый. Значительно быстрее деревня стала расти после отмены крепостного права и открытия Алтая для внешних переселенцев. Позднее, в конце 18 века, сюда приехали крестьяне из Тамбовской, Курской, Воронежской, Вятской, Пермской, Тульской и Саратовской губернии. На разведку приходили ходоки-крестьяне, добиравшиеся сюда по несколько месяцев. Вернувшись домой, на сельских сходах они рассказывали о том, что их больше всего поразило: реки, полные рыбы, леса, полные дичи, богатая и плодородная земля, бескрайние поля. Сход села решал: ехать! И вот собирались целыми обозами, с домашним скарбом, со скотом ехали месяцами. В 1893 году в селе Хайрюзовка был 181 двор и 1 360 жителей. Особенно значительным был рост села в конце 19 века - начале 20 века. По данным на 1911 год в селе Хайрюзовка 363 двора и в них 3.339 жителей. Перепись 1926 года учла в селе Хайрюзовка 654 хозяйства и 3886 жителей. Землю обрабатывали деревянной сохой и деревянными боронами. Хлеб убирали серпом, крюком, молотили цепом или гоняли по кругу лошадей. Одежду носили самодельную из овчин, онопли и льна. Ничтожные излишки зерна, мяса, кожи, сушеной рыбы возили на лошадях зимой в Красноярск, Тобольск, Колывань в обмен на серпы, литовки, топоры. Большинство крестьян ничего не продавали и не покупали - жили бедно, впроголодь. До самой Октябрьской революции от всех болезней лечили бабки молитвами да наговорной водой. Школ тоже не было. До 1917 г. в селе была церковно-приходская школа, в ней училось 60-70 человек бедноты. Хайрюзовская деревянная церковь была светлой и красивой, во имя Преображения Господня, построена в 1884 году: земли при ней нет. В церковь ходили жители с. Хайрюзовка Бийского уезда, деревни Усть-Гавриловка. Прихожан мужского пола 1843, женского пола 1842. Люди приходили на праздник «Пасхи» светили и крестили куличи. Звонница состояла из двух колоколов, большого и малого. Центральной иконой (храмовой) была икона Казанской Божией Матери, престольный праздник большого села был Казанская. Отмечали праздник широко и весело, с утра уходили в церковь целыми семьями, благочестиво молились, затем шли домой, ждали гостей. Навещали своих родственников, делали благие дела. В годы безбожия церковь, как и по всей России - разрушили. Староста церковной общины Греков Сергей, по воспоминаниям внука Виктора Ивановича, тайно принёс домой церковные книги, они, к сожалению, не сохранились. В доме у Грекова всегда была икона, хотя сын уже был коммунистом. Разрушение церкви произошло в 1934 году. Сбросили колокола. Сделали из неё «глубинку» для хранения зерна. Из церкви построили двухэтажную контору. Простояла контора два года - запылала огнём. Жители прибежали на помощь, но затушить не смогли. Боговерующий Антропов Паша сказал: «Божий храм горит, не затушить его». Люди говорили: «Церковь разрушать - это богохульство. Из этого ничего хорошего не выйдет. Под влиянием революционных выступлений рабочих в 1905 году начали подниматься на борьбу с произволом царя и помещиков крестьянские массы. Не обошли эти исторические события и село Хайрюзовка. Безотрадной была жизнь крестьян в сёлах в годы переселения. Не улучшилась она и в последующие годы. Начавшаяся в 1914 году империалистическая война принесла разорение большинству крестьян. Их хозяйства лишившись основных работников, стали разрушаться. В то время как хозяйства кулаков, откупившихся от рекрутского набора, начали быстро расти. В 1917 году почти во всех деревнях и сёлах были кулацкие хозяйства, которые имели посевной клин. Благодаря своим стараниям, они жили гораздо лучше, чем большинство середняков. Крестьяне должны были платить обручную подать, поземельный оброк, плату за пользование землёй, подушный налог. Кроме указанных царём постоянных налогов, каждая крестьянская семья должна была отдавать непосильную сумму на содержание церкви, давать многочисленные взятки чиновникам, полицейским, землемерам, нередко кулаки помогали беднякам рассчитаться с недоимкой и налогами. Они предлагали землю или хлеб взаимообразно, но при этом кулак требовал длительной отработки или большой процент прибавки к сумме долга. Особенно тяжело приходилось многодетным семьям. Поголовный налог приходилось платить за каждого члена семьи, а земля распределялась только на мужские души. В феврале 1917 года свершилась февральская буржуазно-демократическая революция. Об изгнании царя в наших краях узнали 6-8 марта от большевистских агитаторов. Это сообщение вызвало большую революционную активность крестьян. Напуганные народным движением органы власти временного правительства издали закон о новом административном делении, по которому на территории Алтая были созданы мелкие волости. Была создана и Хайрюзовская волость. Земля Хайрюзовская расположена почти в четырёх тысячах километрах от Петрограда и пушечного залпа «Авроры» в эту историческую ночь здесь не было слышно. Но эхо революционных событий в Петрограде весьма быстро пронеслось по необъятным просторам России. Сообщения о свершившейся революции в это село принесли солдаты, вернувшиеся с фронта. Созданная группа большевиков района оказывала большое влияние на ход событий в Хайрюзовской волости. С помощью революционно настроенных крестьян группа распространяла листовки Барнаульского и Бийского комитетов большевиков. Началась подготовка к выборам в сельские и волостные Советы. Однако враги не хотели отдавать власть в руки народа. Они развернули широкую кампанию против Советов и активистов, пророчили скорую гибель Советской власти. Объединившись, кулаки, торговцы, богатые ремесленники, церковнослужители настойчиво доказывали необходимость сохранить старые органы власти и не проводить выборы в органы Советской власти, то есть сменить вывеску и всё. Кулаков Хайрюзовской волости возглавил бежавший из Тогула ярый черносотенец, гвардейский капитан в отставке Станюкевич.
Преодолевая сопротивление врагов Советской власти, члены группы с особой энергией проводили в жизнь указания губревкома. Выступая на многолюдных собраниях крестьян, они разъясняли, что волостные органы власти временного правительства, состоящие преимущественно из кулаков, являются буржуазными органами, а вся власть должна принадлежать Советам и только Советам. Серьёзное обострение приняла борьба во время выдвижения кандидатов в Советы. Кулаки и их союзники пытались протащить в органы управления явных врагов народной власти. Но горстка членов группы при поддержке бедняцко- середняцкой части населения одержала победу. В Советы были избраны преимущественно представители бедноты. Для руководства волревкома в Хайрюзовской волости был выдвинут Иван Михайлович Третьяков.
С первых же дней волостные Советы показали, что они являются действительными органами народной власти. В ущерб интересам кулачества малоземельные и безземельные крестьяне были наделены землёй. Выполняя волю партии большевиков, Советы начали проводить большую работу по заготовке хлеба для голодающих рабочих центральных городов и для армии. Алтайский губисполком в начале лета 1918 года прислал в Хайрюзовскую волость группу людей с деньгами и товарами для закупки хлеба. И, несмотря на сопротивление кулаков, Советы, опираясь на бедноту, план закупки хлеба выполнили. Одновременно с работой по перестройке хозяйства Советы энергично взялись за медицину и за ликвидацию культурной отсталости и безграмотности.
В 1917 году население нынешнего Троицкого района получало медицинскую помощь в гг. Барнауле и Бийске. С 1919 года в Хайрюзовку приезжает Плотников Гавриил Павлович (брат местного священника), студент 3 курса Томского университета медицинского факультета. В 1921 году из Бийской инфекционной больницы в с. Хайрюзовку направлен Шалагинов Яков Иванович для открытия 1 фельдшерского пункта. В Хайрюзовке впервые был открыт медицинский пункт. 30 ноября 1921 года приступил к работе в помещении дома священника, отданного под медицинский пункт. Для приобретения оборудования, инвентаря волисполком выделил 4 мешка пшеницы на заработную плату медицинскому работнику, по «10 пшеничных единиц» в месяц. Через 2 месяца волисполком принимает решение об организации стационара на 10 коек, пристроив к помещению ещё кулацкий дом. По предложению Бийского уездного амбулаторного участка - было решено передать под стационар помещения волостной управы и размещения в нём 10 общих лечебных коек. В штате больницы появилась медсестра Ефросинья Михайловна Шувалова и две сиделки. Оплату медработникам стали производить новыми денежными знаками. Заведующий участком получал заработную плату 24 рубля в месяц. В июле 1925 года в заведование вступил первый дипломированный врач Матвей Соломонович Крымко, выпускник медицинского факультете Томского университета. Через две недели из г. Бийска прибывают два фельдшера и акушерка. Приобретается лошадь. В августе 1926 года прибывает первый терапевт района Людмила Николаевна Успенская, выпускница Ярославского медицинского института. Врач Крымко переводится инспектором райздравотдела, не освобождённый от обязанностей хирурга в Хайрюзовской больнице. В1926 году врачебный участок в селе Хайрюзовка по штату укомплектован, снабжен в достаточной мере медикаментами и инструментарием. Крестьяне охотно посещают больницу. За отчётный период времени зарегистрировано больных 217 человек. Участком проведено 19 бесед и лекций, осмотрены предприятия, проведено санитарное обследование школ. 26 декабря 1919 года был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» за подписью председателя Совета Народных Комиссаров В. Ульянова (Ленина). В нём говорилось о необходимости обязательного обучения грамоте всего населения Республики в возрасте от восьми до пятидесяти лет. Декрет начал немедленно выполняться на местах: уже в 1920 г. в районе работала Хайрюзовская начальная школа, готовилась к открытию библиотека. До 1926 г. семилетние школы были только в Хайрюзовке и Петровке, куда съезжались ученики со всего района. В 1969 г. введена в эксплуатацию Хайрюзовская восьмилетняя школа на 320 мест. В 1979 году открыта средняя Хайрюзовская школа. В 1983 г. на августовской конференции коллектив Хайрюзовской школы занял третье место, эта школа практически ежегодно была в числе лучших школ района.
Почувствовав поддержку Советов, крестьяне энергично взялись за восстановление своих хозяйств, за коренную перестройку всего уклада деревенской жизни. Но всенародная радость была омрачена начавшейся международной интервенцией. В то время, когда американские, английские, французские и японские корабли доставляли на российскую землю отряды интервентов, местной контрреволюции в союзе с иностранными компаниями удалось спровоцировать мятеж чехословацкого корпуса, состоявшего их военнопленных австро- венгерской армии. С помощью белочехов капиталисты и помещики захватили власть! Один из отрядов белочехов проходил по зимней реке Белой Хайрюзовской волости. Они обирали и разоряли крестьянские семьи. Крестьяне героически защищали Советскую власть. В рядах красногвардейцев сражались десятки представителей Хайрюзовской волости. 12-14 июня 1919 года к власти вернулись кулаки. Отряд белогвардейцев стоял в церкви. В это время из Буланихи пришёл на разведку Иван Гусельников. Но предатели его выдали. Белогвардейцы жестоко расправились с ним. После ухода белых жители села его похоронили около церкви. Положили огромный камень на этом месте. В 1967 году поставили деревянный памятник, в 70-ых был привезён каменный памятник.
В сентябре 1920 года в селе появилась первая комсомольская ячейка, секретарём которой был Пётр Руднев, и насчитывала она 24 комсомольца. Активисты Советской власти вынуждены были уйти в подполье. Всех, кто не успел скрыться, колчаковцы расстреливали, вешали или запарывали нагайками. Сотни ни в чём неповинных людей, в том числе женщины и девушки, были подвергнуты истязаниям, пыткам. Их избивали нагайками публично, чтобы запугать народ, вырвать у него волю к сопротивлению. В это время в Хайрюзовке временно размещался колчаковский штаб. Партизаны Котова устраивали засады, нападали на карателей, спасали арестованных. Кулаки же поджигали хлебные скирды, сено, склады, скотные дворы коммун. Весной 1922 года в полевой избушке были зверски убиты члены коммуны «Красный пахарь» братья Фёдор, Андрей и Артём Гуровы. В тот же день во всех волостных сёлах, в том числе в Хайрюзовской прошли митинги. Возмущенные коммунары требовали найти и беспощадно покарать убийц. Голод брал за горло почти половину крестьянских семей. Дополнительные трудности с продовольствием создавали переселенцы из голодающего Поволжья. Один из источников получения хлебных запасов - добровольное пожертвование хлеба для голодающих. Среди архивных документов сохранилась докладная записка секретаря Хайрюзовского волкома партии Южанинова в адрес Бийского уездного комитета партии от 25 мая 1923 года. В этом документе сообщается, что, «стремясь оказать посильную помощь голодающим Поволжья, партийные ячейки совместно с сельскими Советами, при активной помощи комсомольцев собрали в порядке добровольного пожертвования 58 пудов 20 фунтов пшеницы, 43 пуда овса, 2 пуда 35 фунтов муки, 5 пудов 31 фунт крупы, 15 пудов 4 фунта проса, 2 пуда 30 фунтов гречихи». Немалую роль с голодом сыграли кассы взаимопомощи. Выполняя большую работу по изысканию хлебных ресурсов на месте, коммунисты принимали активное участие в работе продовольственных отрядов. В 1922-1923 годах по 20-30 членов партии и активистов от каждой волости работали в продовольственных отрядах. В целях правильного использования зерна, партийные ячейки брали на учёт весь намолоченный хлеб в крестьянских хозяйствах, добивались своевременной сдачи всех хлебных и гречневых культур. В 1924 году положение с продовольствием значительно улучшилось, что позволило продавать излишки. Землю пахали деревянной сохой, боронили деревянными боронами, хлеб убирали серпом-крюком, молотили цепом или на посаде конями. Кроме пшеницы и овса сеяли коноплю, лён. Ткали вещи изо льна. Его мяли в бане, трепали на палке трепалке, чесали, скручивали кудели, пряли и ткали на станках (на штанах ткали полоски, на рубахах клеточки). Немалым спросом пользовалась конопля. Коноплю срезали, складывали в снопы, связывали и мочили в болоте, сушили на воздухе, мяли и плели верёвки, которые использовали для продажи и для хозяйства. В селе был частный сапожник. Из шкур коров и коней, предварительно их обработав, шил обувь. В 1925 году сгорело 18 дворов от «Дальней Заимки до Орловки». В 1927 году началось раскулачивание порядочных людей, которые своим трудом зарабатывали себе на жизнь: если была одна веенка или лошадь считался кулаком. Огороды копали лопатами, огораживали плетнём, жердями, тыном. Каждый имел свой сенокосный удел. С давних времён сенокосные лога назвались по фамилии хозяина. До сих пор эти названия существуют: «Курчан», «Медвежиха», «Королёв», «Козлуха» в трёх отногах, «Васин», «Воробьёв», «Пеганий», «Семёнов», «Боровлянский», «Косой», «Чесноков», «Большой», «Лукин», «Романов», «Грязнуха», «Алёшин», «Речушка», «Печёнкин», «Осташкино», «Коровин», «Ушаков», «Яшкин», «Сучий».
В селе местность холмистая, также некоторые холмы имеют свои названия: «Нахалов» - по поведению мужика, который там жил; «Лысая» затем стала «Песочной» - вокруг лес, а середина без леса, «Увал» - вытянутый, как увалень; «Сучий» - много деревьев с огромными сучьями; «Буланский» - по названию соседнего села; «Имуранский» - водилось много сусликов, в народе их называли «имуранками», «Петровский» - по названию соседнего села, «Мысовксий холм». Было большое клюквенное болото.
В 30 –е годы колхоз разводил кроликов, а ухаживал за ними Скибо Яков Трофимович. Несмотря на большую помощь государства кредитами, машинами, семенами крестьяне не могли выполнить весь комплекс агромероприятий на площади 40-50-тысяч гектаров и получить высокий урожай. Чтобы повысить уровень земледелия, райисполком ходатайствует о создании в районе МТС. В конце 1932 года в зону обслуживания МТС вошли все колхозы Хайрюзовского сельского совета.
В этом же году установлен радиоузел. В 1931году был построен молоко-маслозавод в коммуне «Правда». В этот год из Хайрюзовки перевозили кулацкие дома в совхоз «Беловский» и ставили на новом месте дома. В 1934 году вспыхнула первая лампочка Ильича. На территории села Хайрюзовка было создано несколько колхозов: «им.Будённого», «Орловский», «им.Молотова», «Победа», «Правда». Затем произошло объединение в один крупный колхоз «Победа», который существовал до 1997 года. Как раньше назывались колхозы, так в данный момент называют улицы между собой односельчане, кроме того появились современные названия улиц: «Советская», «Им. Ивана Гусельникова», «Восточная», «Заречная», «Нагорная», "Молодежная", "Сибирская", "Набережная", "Школьная", переулки Западный и Интернациональный.
Когда началась Великая Отечественная война, всё мужское население ушло на фронт. Остались только женщины и дети, которые возили копна во время сенокоса, пшеницу во время уборочной страды в район. Кроме того приходилось ездить со взрослыми в г. Бийск, Барнаул, чтобы приобрести жмых, известь, бочки, плуги и другой инвентарь. Хлеб убирали на конях, использовали приспособление, которое называлось «Самовязкой». Запрягалось шесть коней, срезались колоски и сразу вязались в снопы и выбрасывались. Для обработки зерна использовали калитон, ветрогон, веенку, цапы, грохот. Замечательный трудовой подвиг совершило колхозное крестьянство нашего села. Вот как вспоминает об этом Клементьева Анастасия Никифоровна: «Во время войны жила в колхозе «Советская Сибирь» Хайрюзовского сельского совета. Света у тракторов не было. И чтобы ночью трактор шел по борозде, по полю расставляли девушек с белыми платками на спине. И свои метры идёшь впереди трактора, а трактор за тобой. Поспешишь - трактористу не видно, медленно пойдёшь, того и гляди угодишь под трактор. За ночь так находишься, с ног валишься. Хотя и трудно было, но знали, что всё это нужно для фронта, для победы». Бригада престарелых тружеников в колхозе «Правда» Хайрюзовского сельского совета во главе с членом партии пенсионеркой Ириной Семёновой на жатве полёглой ржи серпами выполняла норму на 120- 130 %. В годы войны 70 летний колхозник Егор Петрович Красов из колхоза «Победа» днём работал на жатке, а ночью шёл на скирдование пшеницы и выполнял полторы нормы. В 42 году молодых девушек увозили на строительство железной дороги в село Алтайку. В сентябре - декабре 1942 года в район прибыло 300 детей из Ленинградских детских домов. Райисполком передал им имеющие запасы детской одежды. Колхозы, совхозы выделили часть продуктов. Один детский дом был размещён в здании Хайрюзовской начальной школы. Люди бескорыстно, не требуя оплаты, помогли перевести сирот к месту назначения, создать и уют и тепло. Многие приняли их на воспитание в свои семьи. Тавинов Вася, ребёнок из детского дома, остался жить в селе у Николая Бахарева. Дмитрий Павлов и Антон Берсенев сдерживали наступление фашистов на город Ленинград. В героической борьбе за свободу и независимость нашей Родины пали смертью храбрых 212 сыновей Хайрюзовской земли. Первый памятник односельчанам, погибшим в годы ВОВ 1941-1945 г.г. был воздвигнут в 1954 году. Сейчас в центре села стоит новый памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В 1940 году колхозы экономически окрепли, стали расти доходы колхозников. Хозяйства получили возможность покупать у государства машины, инвентарь. В сёлах развернулось строительство животноводческих помещений, жилья. Добросовестно трудились хайрюзовцы над выполнением планов 3-й пятилетки. До 1944 года существовала коммуна «Советская Сибирь». Там было 12 дворов, начальная четырёхлетняя школа, водяная мельница, общая баня, воду в баню носили с речки, конюшня на 100 лошадей. В 1950 году коммуну присоединили к колхозу «Победа». В 1954 г. был организован колхоз «Победа». Была построена пекарня, а через стенку находилась гончарная мастерская, из глины лепили горшки для рассады овощных культур, глиняные игрушки, глиняную посуду. Было построено шесть парников по 50 метров длинной, в которых выращивали рассаду различных овощных культур: помидоров, огурцов, капусты, кроме того были посевные площади для картофеля, моркови, свёклы. Овощи выращивали для столовой и для продажи. Большую часть продукции забирали воинские части и районные столовые. В это же время был заложен колхозный сад, который благодаря стараниям агронома Хатникова, приносил немалую прибыль. За определенную плату жители могли приобрести смородину, малину, рябину, вишню, крыжовник, яблоки. Ответственность за сохранность урожая лежала на стороже Фролове Ф.Я. В 1953 году был построен деревянный свинарник, частично механизирован (навоз удаляли при помощи вагонетки, передвигающейся по подвижным рельсам). Для приготовления корма была построена кирпичная кухня. Там имелось необходимое для варки оборудование. В 1970 году был построен новый кирпичный свинарник, рассчитанный на полторы тысячи голов. С 1954 г. заработала колхозная киноустановка. Первый киномеханик-Семенихин А.А. Перед началом кинофильма в клубах обязательно демонстрировали киножурналы, которые смотрели с большим интересом, потому что они знакомили с новинками и достижениями в советском государстве, наиболее популярными были «Наука и жизнь», «Сибирь на экране», «Новости дня». В 70-ые годы в Хайрюзовской школе появилась киноаппаратура. Учителя старались развивать кругозор детей по географии, истории, биологии.
В 1954 году в село приезжают молодые юноши и девушки из Белоруссии, Украины, Москвы. Распахиваются новые земли: косогоры, лога, выкорчёвываются берёзовые согри и засеваются культурными растениями. Целинные земли были очень плодородные, поэтому давали хороший урожай. Для многих целинников наше село стало постоянным местом жительства, это: Землянских Владимир, Петушков Михаил, которые родом из Белоруссии, Сидоров Виктор - москвич.
В 1959 году началось строительство птичников: большой деревянный корпус для уток -(примерно на две тысячи птиц,) и такие же корпуса для кур. Птичники просуществовали 10 лет. В эти же годы в колхозе была овчарня, где насчитывалось две тысячи овец. За ними ухаживали Провадкин Федор, Ульянова Екатерина и другие. Шерсть сдавали в районную пимокатную, государству. Также было пять пасек, за которыми ухаживали Скибо Яков, Зубов Василий, Неверов Петр, Скопинцев Иван, Логинов Митя. Мёд сдавали на склад, а затем государству. Склады стояли деревянные, построенные без единого гвоздя, с помощью деревянных шкантов. Старожилы говорят: «Жили трудно, голодно, но весело и дружно. С покоса едем - песни поём, с пашни едем - шутим, песни поём.». До 60-ых годов колхозники работали до глубокой старости, пенсии не было. Первая пенсия появилась в 61-64 году, она составляла 7-12 рублей. В 1965 году Овсянников Алексей Ильич был председателем колхоза. Под его руководством был построен деревянный магазин с двумя входами. Один для продовольственных товаров, другой для промышленных, двухэтажная контора, в здании которой находились: садик, который работал только в летнее время, почта, библиотека, клуб. Дороги все были покрыты гравием, щебёнкой. Работала местная теребалка, сырьё для которой поставляли жители села, так как в каждом подворье было подсобное хозяйство, в том числе и овцы. Заведующим был Щербаков Сергей. Кроме того, к этому времени было разведено большое поголовье скота, которое размещалось в специально построенных блоках (для КРС), конюшнях (для лошадей). Особый уход требовался за элитными лошадьми, которые использовались на скачках, как в районе, так и в крае. Благодаря стараниям Степана Ермолаева, Кирилла Ярных, Власа Евдокимова, кони занимали призовые места. Конь по кличке «Золотой» долгое время удерживал первенство в районе.
По территории села проходил тракт Бийск - Барнаул. Дорожником работал Иван Чёртов. Он обслуживал дорогу от села «Большой речки» до села «Буланихи». При необходимости он организовывал расчистку дорог. В 1976 году в селе возникла необходимость в строительстве новых жилых домов, детского сада, фельшерско-акушерского пункта, дома культуры, конторы, расширения скотного двора, нового здания для мастерских, складов мехтока, центральной кочегарки. И поэтому пришлось в этом году начать строительство кирпичного завода. Это первый завод в Троицком районе по выпуску кирпича. Заведующим был назначен Крехтунов Кирилл Васильевич, которому пришлось перенимать опыт по строительству в Смоленском районе. Его дело продолжил Пётр Ермолаев, который обучался мастерству в г. Бийске. Бесперебойно работали две печи для обжига. В связи с тем, что спрос на кирпич увеличивался, пришлось дополнительно построить ещё семь навесов. Выпуском кирпича занимались рабочие из Армении, для которых специально были построены жилые дома и столовая на территории кирпичного завода. На втором году существования кирпичный завод выпустил 1.000000 кирпичей. Одновременно в селе началось строительство жилых двухквартирных домов. Село благоустраивалось, поэтому молодые специалисты с удовольствием приезжали в село, возросло количество молодых семей. В эти годы идёт подъём сельского хозяйства: повышается урожайность, надои молока. В конце каждого месяца подводятся итоги соцсоревнования. Третьяков Анатолий Григорьевич, тракторист колхоза «Победа», становится ежегодным победителем социалистического соревнования, за что награжден знаками "Ударник девятой пятилетки" и "Ударник десятой пятилетки", а также многочисленными почетными грамотами, медалью "За трудовую доблесть" и орденом Трудовой Славы III степени. Одной из лучших доярок становится Евдокимова Зинаида Семёновна, которая пять лет подряд держит первенство по надоям молока. От каждой коровы она получает более 10 литров, а её любимицы Липа и Травочка -рекордсменки. От них Зинаида Семёновна ежедневно получает 18-20 литров.
В (1981-1985) году вводится в эксплуатацию новый сельский ДК и библиотека, появляется новый типовой детский сад. В ДК работали эстрадный ансамбль и фольклорная группа. Работники культуры стараются возродить народные традиции. Популярными становятся посиделки, «Крещенские игрища», «Рождественские колядки», празднование Масленицы, Троицы, массовые гулянья под Старый Новый год с театрализованными представлениями.